УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта нормативного правового акта

Настоящим Национальное агентство инвестиций при Президенте Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц для разработки проекта Закона Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике».

1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Действующий Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года включает много ключевых положений, гарантирующих инвесторам защиту, но их формулировку можно улучшить с тем, чтобы привести в соответствии с лучшей международной практикой и двусторонними инвестиционными соглашениями Кыргызской Республики. Кыргызская Республика относительно открыта для иностранных инвесторов и инвестиций, тем не менее прозрачность режима, регулирующего вход на рынок и требования к созданию / учреждению юридического лица иностранными инвесторами, требует пересмотра.

Анализ инвестиционного законодательства Кыргызской Республики показал, что многие положения, уже отстают от передовой международной практики по привлечению прямых инвестиций и соответственно нуждаются в концептуальных, комплексных и системных изменениях.

В структуре ПИИ по итогам 2021 года около 49 % составляет реинвестированная прибыль. Другим крупным источником, составляющим около 36 %, являются кредиты, полученные от нерезидентов. Доля собственного капитала составляет всего 6,7 %. Такая структура прямых иностранных инвестиций свидетельствует о том, что большая их часть осуществляется уже действующими в стране инвесторами, а доля привлекаемых новых инвесторов невелика, что сигнализирует о снижении привлекательности Кыргызской Республики для зарубежных инвесторов. Лишь небольшая доля ПИИ направляется на повышение эффективности производства, это говорит о том, что стране не удалось в полной мере воспользоваться региональными/глобальными цепочками создания добавленной стоимости. Также экономические агенты в стране предпочитают непубличную форму привлечения инвестиций в бизнес. Так по данным Национального статистического комитета доля портфельных инвестиций за период с 2011 по 2020 годы составила 1,42 % в общем объеме прямых иностранных инвестиций. Это показывает низкий уровень финансового посредничества и непривлекательность фондового рынка в Кыргызской Республике.

2. Целями государственного регулирования является формирование доверие инвестора, продвигать частные инвестиции и защищать права и собственность инвесторов,  урегулирование правоотношения всех участников инвестиционной деятельности, гарантирование прав инвесторов, а также восполнить пробелы правового регулирования в процессе инвестиционной деятельности.

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Проект новой редакции  Закона Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», подготовлен в реализацию Указа Президента Кыргызской Республики «О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года» от 12 октября 2021 года УП № 435, которым устанавливается достижение следующих ориентиров:

1) обеспечение ежегодного темпа реального экономического роста в среднем на уровне 5%;

2) достижение ВВП на душу населения не менее 1 500 долларов США;

3) снижение уровня безработицы до уровня 5%;

4) обеспечение ежегодного притока прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 13% к ВВП.

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Не предвидится.

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:

Информации о количестве предприятий занимающихся привлечением инвестиций отсутствует. Однако по данным Национального статистического комитета, приток иностранных инвестиций в 2022г. составил 9,0 млрд. долларов США (без учета оттока), что в 1,4 раза больше, чем в 2021г. и в 1,3 раза, чем в 2018г. В течение пяти лет наибольший удельный вес в объеме поступивших иностранных  инвестиций занимали другие инвестиции, доля которых составляла от 83 до 92 процентов.

Объемы поступления прямых иностранных инвестиций (без учета оттока) в 2022г. составили 1 202,6 млн. долларов США, что на 19,5 процента больше, чем в 2021г. и в 1,4 раза, чем в 2018г.  При этом, основной объем прямых иностранных инвестиций (88,5 процента) направлен в предприятия добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, финансового посредничества и страхования, а также, оптовой и розничной торговли (58,3 процента — в 2021г., 65,3 процента — в 2018г.). В сравнении с 2021г. объемы инвестиций, направленные в предприятия добычи полезных ископаемых, увеличились в 2,4 раза, обрабатывающих производств — в 1,5 раза, в сферу финансового посредничества и страхования – в 2,2 раза, оптовой и розничной торговли —  на 14,3 процента.

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Расходы предпринимателей  связанные с реализаций данного закона отсутствуют.

Выгоды предпринимателей будут  складываться из получения прибыли от их деятельности . 

7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:

Не предвидится

К уведомлению прилагаются:

1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;

— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;

— является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;

— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

— существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;

— общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

2. Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

1. Предложения принимаются:  
— по электронной почте kojomkulov14@gmail.com
— на почтовый адрес mail@invest.gov.kg
2. Срок приема предложений не позднее 27.12.2023
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее 28.12.2023