УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта нормативного правового акта Кыргызской Республики

Настоящим, Национальное агентство инвестиций при Президенте
Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц для разработки проекта Закона
Кыргызской Республики «О венчурном финансировании».

1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Основным нормативно-правовым актом, создающим условия для внедрения и развития венчурных инвестиции, является Закон Кыргызской Республики
«Об инвестициях в Кыргызской Республике», а также другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики.

Действующее инвестиционное законодательство Кыргызской Республики в целом не регулируют вопросы, связанные с венчурными инвестициями и финансированием. Также не регулирует правоотношения субъектов венчурного финансирования.

В инвестиционном законодательстве Кыргызской Республики интересы венчурных инвесторов не защищены. В редких случаях они могут возвратить вложенные средства, поэтому предпочитают заключать договора займа и не всегда готовы инвестировать в акционерный капитал.

Кыргызстанским стартапам не хватает инвестиций.

Только в последние годы наблюдается небольшой рост количества различных стартап акселераторов и появление инкубаторов для IT стартапов, которые наряду с предоставлением финансовой поддержки, обучают предпринимателей навыкам ведения бизнеса.

IT сфера – в современном мире сама по себе не имеет физических границ и каких-либо ограничений для своего развития, благодаря сети Интернет. Отдельные стартапы собственными силами создают и развивают свой продукт (bootstrapping). Однако при всех возможностях, сталкиваются с ограничениями в законодательстве, а также с объективной необходимостью привлечения внешнего финансирования.

За последние годы основателями из Кыргызской Республики были созданы десятки стартапов, вышедших на глобальные рынки. В связи с отсутствием гарантий защиты инвестиций, и непривлекательностью юрисдикции Кыргызской Республики для международных инвесторов, для выхода на глобальные рынки многие стартапы выбирали различные юрисдикции других стран.

Венчурный капитал, в условиях Кыргызской Республики и кризиса, вызванного пандемией COVID-19, едва ли не единственный источник для финансирования стартапов в Центральной Азии. Отсутствие венчурных фондов в
Кыргызской Республики, а также незначительных государственных и частных программ финансирования инновационных проектов и технологических стартапов, оставляет данную сферу без доступа к венчурному финансированию.

Кыргызская Республика относительно открыта для инвесторов и венчурных инвестиций, при этом необходимо создать законодательную базу для внедрения и развития венчурных инвестиций.

На сегодняшний день во всем мире одним из главных инструментов для развития инноваций и технологий является венчурное финансирование.

В 2019 году (согласно данным Crunchbase) около 294,8 миллиарда долларов США было инвестировано в почти 32 800 сделок по всему спектру венчурных инвестиций — от крошечных предварительных посевных (pre-seed) и «прорастающих» (sprout) раундов до сверхгигантских сделок по развитию технологий pre-IPO, заключенных с частными инвесторами перед выходом на публичный рынок.

Согласно данным McKinsey, наибольшая доля рынка венчурного капитала приходится на сегодняшний день на рынки Северной Америки и Азии. По данным отчета Money Tree PwC и CB Insights за третий квартал 2020 года, глобальный рынок венчурных инвестиций побил рекорд всех времен и за июль-сентябрь прошлого года вырос на 40% по сравнению со вторым кварталом 2020 года. В Азии, по данным того же отчета, рынок вырос на 74%, в Европе — на 29%[1]. В целом рынок Азиатско-Тихоокеанского региона показывал наибольший рост в последние несколько лет.

В Кыргызской Республике рынок венчурных инвестиций почти нет или же по данным проведенных экспертных интервью, он находится на самой начальной стадии развития. В 2016 году Общественным Фондом KG Labs была создана база данных[2] стартап проектов и проведена оценка состояния стартап экосистемы КР, эти, а также собранные в рамках исследования данные подтверждают уровень развития стартап экосистемы страны в целом.

Сектор IT, на который в мире приходится основная доля инноваций, не может полноценно развиваться без венчурного капитала, так как создание технологий и инноваций требует значительных инвестиций. Конечно, венчурный капитал не является единственным источником финансирования стартапов. Страны в основном с развитой экономикой, занимающие лидирующие позиции в Глобальном инновационном индексе (Global Innovation Index, далее — GII), отличаются высокими расходами на сферу R&D (Research & Development). Швейцария занимает первую строчку в Глобальном индексе инноваций GII 2020, а также являет лидером в сфере инноваций на протяжении 10 лет согласно данному рейтингу Всемирного экономическому форума.

У Швейцарии хорошие позиции по семи показателям индекса и особенно в таких областях, как высокие расходы на R&D и наличие инновационного сектора бизнеса.

США вторая в рейтинге благодаря «высокому качеству университетов и научных публикаций», а также благодаря своим усилиям по «глобализации своих изобретений» («internationalize its inventions»)[3].

Кыргызская Республика инвестирует в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) меньше 0,12 % ВВП (Из 165 млн. сомов на финансирование науки (в основном это зарплатный фонд сотрудников), только около
2 % (8 млн.) идут на финансирование инновации), в десятки раз меньше среднего показателя в мире – 2,3 %. К примеру, в России инвестиции в НИОКР составляют менее 1,2 % от ВВП, в Австралии – 2,2 %.

Таблица 1. Рейтинг стран в Индексе экономической свободы и GII

Название страны Index of Economic Freedom 2020 Global Innovation Index 2020[4]
Сингапур 1 8
Гонконг 2 11
Новая Зеландия 4 23
Австралия 4 23
Швейцария 5 1
Великобритания 7 4
США 17 3
Швеция 22 2
Казахстан 39 77
Кыргызстан 81 94
Беларусь 88 64
Россия 94 47
Узбекистан 114 94
Узбекистан 114 94
Таджикистан 155 109
Туркменистан 170

Многие эксперты и известные международные предприниматели, указывают на прямую связь между экономической свободой и инновациями.

Согласно данным Таблицы 1 по рейтингу «Индекс Экономической Свободы», ежегодно рассчитываемому газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation, который включил в 2020 году 180 стран, Кыргызская Республика находится на 81-ой позиции среди стран с «умеренной свободной экономикой».

Эксперты Фонда определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой».

Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года УП № 221[5] утверждена Национальная стратегия устойчивого развития КР 2018-2040, в которой значительное внимание уделяется созданию условий для развития инновационных продуктов, а также определяется, что модель Инновационной экономики – как единственно возможный путь развития для Кыргызской Республики. (Слова «инновация», «инновационный» употребляются 34 раза по тексту).

Данным документом государство берет на себя обязательство, что
«Кыргызская Республика будет активно проводить реформы для создания конкурентоспособной цифровой экономики через формирование действительно привлекательных условий для предпринимателей, применение инновационных и природосберегающих технологий».

В разделе «Улучшение инвестиционного климата и рост экспорта», отмечено, что усилия государства будут направлены на существенное улучшение инвестиционного климата на всей территории Кыргызской Республики, чтобы превратить страну в настоящий «инвестиционный оазис».

Национальная стратегия устойчивого развития КР 2018-2040 (НСУР) является долгосрочной стратегией с поставленными задачами и определяет основные приоритеты развития страны.

Так, к примеру, задача 6.5 НСУР — Улучшение позиций в международных рейтингах. В результате реализации будут улучшены показатели
Кыргызской Республики в системе международных рейтингов.

Кыргызская Республика к 2023 году должен войти в число 40 лучших стран мира по рейтингу «Ведение бизнеса», Индекс глобальной конкурентоспособности[6] – в 70 ведущих стран, Глобальный индекс счастья– в число первых 30 стран.

Анализ инвестиционного законодательства Кыргызской Республики показал о необходимости концептуальных, комплексных и системных изменениях, направленных на внедрение и развитие венчурных инвестиций в соответствии с передовой международной практикой.

2. Целями государственного регулирования является формирование законодательной базы по венчурному финансированию, повышение доверие и защита прав венчурного инвестора, продвижение венчурных инвестиции и, регулирование правоотношения всех участников инвестиционной деятельности, а также восполнить пробелы правового регулирования в процессе инвестиционной деятельности.

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования
(при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Проект Закона Кыргызской Республики «О венчурном финансировании» подготовлен в рамках реализации Указа Президента Кыргызской Республики
от 31 октября 2018 года УП № 221[7] утверждена Национальная стратегия устойчивого развития КР 2018-2040, в котором значительное внимание уделяется созданию условий для развития инновационных продуктов, а также определяется, что модель Инновационной экономики – как единственно возможный путь развития для Кыргызской Республики.

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий (при возможности, привести соответствующие количественные и качественные показатели):

Не предвидится, так как отсутствует отечественной опыт.

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:

Информации о количестве субъектов, занимающихся привлечением венчурных инвестиций, отсутствует. Однако по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики приток иностранных инвестиций в 2022 году составил
9,0 млрд. долларов США (без учета оттока), что в 1,4 раза больше, чем в 2021 году
и в 1,3 раза, чем в 2018 году. В течение пяти лет наибольший удельный вес в объеме поступивших иностранных инвестиций занимали другие инвестиции, доля которых составляла от 83 до 92 %.

Объемы поступления прямых иностранных инвестиций (без учета оттока)
в 2022 году составили 1 202,6 млн. долларов США, что на 19,5 процента больше,
чем в 2021 году и в 1,4 раза, чем в 2018 году. При этом, основной объем прямых иностранных инвестиций (88,5 %) направлен в предприятия добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, финансового посредничества и страхования, а также, оптовой и розничной торговли (58,3 % — в 2021 году,
65,3 % — в 2018 году.).

В сравнении с 2021 года объемы инвестиций, направленные в предприятия добычи полезных ископаемых, увеличились в 2,4 раза, обрабатывающих производств — в 1,5 раза, в сферу финансового посредничества и страхования – в 2,2 раза, оптовой и розничной торговли —  на 14,3 %.

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:

Расходы субъектов венчурных правоотношений, связанные с реализаций данного проекта Закона «О венчурном финансировании» отсутствуют, в связи с подобным отечественным опытом.

Выгоды субъектов венчурных правоотношений будут складываться из получения прибыли от их деятельности.

7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования субъектов венчурного финансирования:

Принятие проекта Закона не повлечет дополнительных расходов из республиканского бюджета Кыргызской Республики.

Выгода республиканского бюджета Кыргызской Республики заключается в возможности появлении дополнительных налоговых поступлений.

Приложение 1

к уведомлению о разработке

проекта нормативного правового акта

Не предвидится в связи с отсутствием отечественного опыта.

К уведомлению прилагаются:

1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:

— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем ведения регулирования;

— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;

— является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;

— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;

— существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;

— общее мнение относительно предлагаемого регулирования.

2. Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:

1. Предложения принимаются:  
— по электронной почте stbdva@gmail.com
— на почтовый адрес mail@invest.gov.kg
2. Срок приема предложений не позднее 25.01.2024 г.
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа-разработчика не позднее 26.01.2024 г.