Льготы и преференции для иностранных инвестиций
Льготы и преференции для иностранных инвестиций
В Кыргызской Республике создана относительно либеральная законодательная база в отношении защиты прав иностранных инвесторов. Основные принципы государственной инвестиционной политики, направленные на улучшение инвестиционного климата в республике и стимулирование привлечения отечественных и иностранных капиталовложений, устанавливаются законом «Об инвестициях в Кыргызской Республике», который также регламентирует отношения между государством и инвестором. Кыргызская Республика предоставляет иностранным гражданам, осуществляющим инвестиции на ее территории, национальный режим экономической деятельности, применяемый в отношении юридических и физических лиц Кыргызской Республики. При этом, иностранные инвесторы имеют право на свободное передвижение по всей территории страны за исключением территорий, условия и порядок пребывания на которых определяются соответствующими законодательными актами Кыргызской Республики.
Законодательством предусмотрено невмешательство государства в экономическую деятельность инвесторов, признание их интересов за исключением случаем, предусмотренных правовыми актами. При этом, должностные лица Кыргызской Республики, не соблюдающие требования, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Инвесторам, осуществляющим вложение капитала в приоритетные отрасли экономики и социальной сферы, ведущих работы на определенных территориях республики, могут быть предоставлены льготы в соответствии с государственными программами (проектами) развития. Долгосрочные вклады могут осуществляться в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды в соответствии с законом Кыргызской Республики «О лицензировании в Кыргызской Республике».
Преференциальные населенные пункты
В соответствии с Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 29 июня 2017 года № 114, в целях стимулирования инвестиций в промышленные предприятия Кыргызской Республики, 24 апреля 2019 года принято постановление Правительства Кыргызской Республики №193 «О мерах по реализации статей 153, 159-1, 213, 315, 330, 344 Налогового Кодекса Кыргызской Республики».
Данное постановление Правительства Кыргызской Республики принято также, в соответствии с принятым 21 февраля 2019 года Законом КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики в связи с подписанием Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».
В соответствии с принятым постановлением все города Кыргызской Республики, за исключением городов Бишкек и Ош, населенные пункты, определенные «точками роста», айыльные аймаки получающие выравнивающие гранты (трансферты) из республиканского бюджета являются преференциальными населенными пунктами.
Постановлением утвержден перечень преференциальных видов промышленной деятельности, подлежащих льготному налогообложению и типовое инвестиционное соглашение об осуществлении деятельности в преференциальных населенных пунктах.
В соответствии с постановлением в перечень включены виды промышленной деятельности по нижеследующим направлениям:
— все виды промышленного производства, основанные на инновационных технологиях;
— легкая и пищевая промышленности;
— электроэнергетика
— переработка сельскохозяйственной продукции;
— сборочное производство;
— любое экспортно-ориентированное производство.
Справочно: при заключении соглашений экспортно ориентированными считать новые промышленные предприятия/производства, прошедшие государственную регистрацию после 1 января 2019 года и осуществляющие экспортные поставки продукции в течении 6 календарных месяцев, следующих подряд, составляющие не менее 50% от общего объема поставок.
Настоящим постановлением предусматривается освобождение вновь созданных в преференциальных населенных пунктах предприятий, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности, от уплаты налога на имущество, земельного налога, налога на прибыль и налога с продаж.
Решение о предоставлении преференциальным промышленным предприятиям льгот по налогам в пределах территории конкретного населенного пункта принимается на основе инвестиционного соглашения. Инвестиционное соглашение заключается на 5 лет органом местного самоуправления преференциального населенного пункта с инвесторами, осуществляющими инвестиционные вложения в новые промышленные предприятия, прошедшие государственную регистрацию после 1 января 2019 года, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности.
Одним из условий инвестиционного соглашения об осуществлении деятельности в преференциальном населенном пункте является то, что инвестор в течении 5 лет в соответствии с планом-графиком создаст рабочие места, обеспечит инвестиции в производство в объемах установленных соглашением, и обеспечит установленные соглашением размер выручки от реализации продукции.
По истечении 5 лет орган местного самоуправления имеет право продлить соглашение до 10 лет, в зависимости от размера выручки от реализации и суммы уплаченного подоходного налога.
Налогообложение и другие платежи в пользу государства
С начала 2009 года в Кыргызской Республике действует новая редакция Налогового кодекса, который заложил основы для реформирования налоговой политики и улучшил условия сбора налогов. Новый Налоговый кодекс включает:
— снижение налогового бремени и либерализацию налоговой системы для иностранных инвесторов;
— сокращение количества налогов с 16 до 8;
— снижение ставок НДС с 20% до 12%;
— введение единых ставок для субъектов малого предпринимательства;
— введение облегченного налогового режима и ряд налоговых преференций.
Вычеты, освобождения, нулевые ставки по налогообложению:
- Освобождаются от налогообложения прибыль:
- благотворительные организации;
- сельскохозяйственные производители;
- сельскохозяйственные товарно-сервисные кооперативы;
- налогоплательщики, получающие прибыль от реализации товаров промышленной переработки ягод, плодов и овощей из собственного сырья, деятельность которых осуществлена непосредственно на производственных мощностях, находящихся в их собственности, в части, направленной на приобретение, реконструкцию, модернизацию основных производственных средств;
- кредитные союзы;
- предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющие промышленную переработку сельскохозяйственной продукции;
- лизинговые компании.
- Вычеты из налога на прибыль в налоговом законодательстве
означают расходы налогоплательщика, понесенные им в процессе получения дохода и вычитаемые из его совокупного годового дохода для определенной налогооблагаемой базы (объекта обложения). К ним относятся:
- расходы при служебных командировках и представительские расходы;
- расходы на подготовку и переподготовку кадров;
- расходы по уплате процентов по кредитам и займам;
- расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательные работы;
- расходы на приобретение основных средств, нематериальных активов и товарно-материальных запасов;
- суммы амортизационных начислений по основным средствам;
- расходы на ремонт основных средств;
- отчисления в социальный фонд Кыргызской Республики;
- убытки, возникающие при реализации ценных бумаг;
- суммы резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков;
- расходы на благотворительность.
- К поставкам, освобожденным от налога на добавленную стоимость относятся:
- поставка земли, жилых сооружений и помещений;
- поставка сельскохозяйственной продукции и продуктов промышленной переработки ягод, плодов и овощей;
- поставка коммунальных услуг;
- поставка исправительными учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы;
- поставка основных средств по договору финансовой аренды;
- товары и услуги в сфере медицинской деятельности;
- финансовые услуги;
- услуги по страхованию;
- услуги по пенсионному обеспечению;
- транспортные услуги;
- услуги роуминга, межсетевого соединения и услуги связи по международному транзитному трафику;
- поставка учебных пособий и школьных принадлежностей, научных изданий на государственном языке;
- приватизация;
- поставки благотворительных организаций;
- поставки, осуществляемые некоммерческими организациями;
- поставки на безвозмездной основе;
- поставки государственными или муниципальными организациями ритуальных товаров и услуг;
- поставки минеральных удобрений и средств химической защиты растений, вакцин и лекарственных средств для животных;
- поставка сельскохозяйственной техники, производимой на предприятиях Кыргызской Республики;
- поставка и экспорт золота и серебра;
- поставки, осуществляемые частным партнером и/или проектной компанией в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственно-частном партнерстве.
- От уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются следующие товары и услуги:
- Импортируемые на территорию Кыргызской Республики:
— ценные бумаги гражданина Кыргызской Республики;
— учебные пособия, школьные принадлежности и научные издания;
— научное оборудование геологических экспедиций по измерению и контролю сейсмической обстановки;
— марки акцизного сбора, контрольные марки;
— оборудование для оказания помощи при ликвидации последствий бедствий;
— изделия, поставляемые в качестве гуманитарной помощи;
— детское питание;
— природный газ;
— лекарственные средства;
— специализированные товары для строительства и реконструкции стекловаренных печей и конвертеров (ферросплавных печей);
— племенные сельскохозяйственные животные и семенные материалы, минеральные удобрения и средства химической защиты растений;
— основные средства непосредственно для собственных производственных целей.
2) Экспорт товаров, работ и услуг.
3) Международные перевозки.
4) Услуги по обслуживанию транзитных рейсов воздушных судов и
услуги, связанные с международной перевозкой.
5) Услуги, связанные с электроснабжением насосных станций,
занимающихся поливом сельскохозяйственных угодий и
обеспечением населения питьевой водой.
- К поставкам с нулевой ставкой НДС (налог на добавленную стоимость) относятся:
— экспорт товаров, работ и услуг, за исключением экспорта золотого сплава и аффинированного золота;
— международные перевозки пассажиров, багажа и грузов;
— услуги по обслуживанию транзитных рейсов воздушных судов и услуги, связанные с международной перевозкой.
VI. От уплаты налога за пользование недрами освобождаются:
— собственники земельных участков, ведущие добычу общераспространенных полезных ископаемых, не связанную с осуществлением предпринимательской деятельности;
— субъект, получивший участки недр для образования особо охраняемых территорий;
— субъект, перерабатывающий отходы горного, обогатительного и металлургического производства;
— пользователи недр, ведущие геологические работы по изучению.
VII. От налога с продаж освобождаются реализации товаров, выполнение работ, оказание услуг:
— сельскохозяйственными производителями;
— сельскохозяйственными товарно-сервисными кооперативами;
— благотворительными организациями;
VIII. Местные кенеши имеют право предоставлять освобождение от уплаты налога на имущество на срок до 5 лет для вновь созданной организации, осуществляющей деятельность по производству /или переработки продукции при условии обеспечения объема производства и/или переработки выпускаемой продукции не менее 30 миллионов сомов в год.
IX. Компаниям, работающим в СЭЗ, предоставляются следующие льготы и преимущества:
— частичное освобождение от всех видов налогов, пошлин, выплат и сборов в течение всего периода осуществления деятельности в СЭЗ;
— отчисления в размере 0,1-2 % с выручки от реализации товаров и услуг в течение года в генеральную дирекцию СЭЗ за предоставление налоговых или иных льгот на территории СЭЗ;
— экспорт товаров, произведенных в СЭЗ, импорт товаров в СЭЗ, а также товары, предназначенные для реэкспорта, полностью освобождаются от таможенных пошлин;
— экспортные товары, произведенные на территории СЭЗ, освобождаются от квотирования (за исключением экспорта на таможенную территорию Кыргызской Республики, объем которого не должен превышать 30% от общего объема продукции, произведенной в СЭЗ в течение года) и лицензирования;
— упрощенный режим въезда и выезда иностранных работников;
— упрощенная и ускоренная регистрация хозяйствующих субъектов;
— упрощенные таможенные процедуры;
— прямой доступ к инфраструктуре в том числе к телекоммуникациям, водоснабжению, электроснабжению и средствам транспортировки при ведении деятельности на территории СЭЗ.
Защита инвесторов
В соответствии с законодательством Кыргызская Республика предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:
— применение национального режима экономической деятельности, равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов; невмешательство в экономическую деятельность инвесторов; — защита и восстановление нарушенных прав и интересов инвесторов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными договорами;
— вывоз или репатриация за пределы Кыргызской Республики прибыли от инвестиций, средств, полученных в результате инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике, имущества, информации;
— защита от экспроприации (национализации, реквизиции или иных эквивалентных мер, в том числе включающих действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведших к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций). В исключительных случаях, связанных с общественными интересами, инвестиции могут быть подвергнуты принудительной экспроприации с одновременной гарантией государства о надлежащем возмещении ущерба инвестору;
— право на свободное использование инвестором дохода от своей деятельности в Кыргызской Республике;
— возможность осуществления инвестиций в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды деятельности;
— свобода денежных операций (свободная конвертация, свободные и беспрепятственные денежные переводы: при внесении в законодательство Кыргызской Республики норм, ограничивающих денежные переводы в иностранной валюте, данные ограничения не распространяются на иностранных инвесторов, за исключением случаев при неправомерных действиях (например, отмывание денег);
— свободный доступ к открытой информации;
— право создавать юридические лица в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, открывать филиалы, представительства на территории Кыргызской Республики, выбирать любую организационную и управленческую структуру для своей компании, если иная специально не установлена законом для определенной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, приобретать в собственность имущество (кроме земельных участков), акции, иные ценные бумаги, включая государственные, участвовать в приватизации государственной собственности, создавать ассоциации и другие объединения, нанимать как местных, так и иностранных работников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другие действия, связанные с осуществлением деятельности инвестора в Кыргызской Республике, не запрещенные законодательством;
— признание всех прав иностранных инвесторов в отношении объектов интеллектуальной собственности государственными органами и должностными лицами Кыргызской Республики;
— в случае внесения изменений или дополнений в инвестиционное, налоговое и таможенное законодательство Кыргызской Республики, за исключением Конституции Кыргызской Республики, законов Кыргызской Республики, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей среды, инвесторы в течение 10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным соглашением) с момента начала осуществления своей инвестиционной деятельности имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий;
— иные гарантии, специально предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами о поощрении и защите инвестиций, заключенными Кыргызской Республикой. На текущий момент подписано более 30 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций с такими странами как Турция, Казахстан, Германия, Великобритания, Китай и др.
Следует отметить, что Агентство участвует в разработке и реализации мер по предоставлению поддержки и защиты иностранным и местным инвесторам с момента своего образования. В связи с преобразованием Агентства по продвижению инвестиций при Министерстве экономики Кыргызской Республики в Государственное агентство по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики Кыргызской Республики в 2016 году, и далее в Агентство по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики в 2017 году, Агентством получена новая функция осуществлять «консультативную поддержку в разрешении инвестиционных споров при осуществлении инвестиционной деятельности, возникающих при взаимодействии потенциальных и существующих инвесторов с государственными органами и иными организациями, а также их должностными лицами и представителями».
Деятельность условного предприятия будет облагаться налогами в соответствии с нормами Налогового кодекса Кыргызской Республики.
I. В рамках общего налогового режима установлены следующие льготы.
1. Ставка налога на прибыль установлена в размере 10 процентов.
При этом действующим НК КР установлены льготы:
Согласно статье 221-2 НК КР установлено, что прибыль отечественной организации от осуществления деятельности по производству и реализации товаров собственного производства, включая производство и реализацию товаров, полученных в результате переработки товаров на территории Кыргызской Республики, с использованием исключительно нового оборудования, исчисленная в соответствии с разделом VIII облагается по ставке в размере 0 процентов, если налогоплательщик:
1) получил за налоговый период выручку от реализации произведенной продукции в сумме не менее 170000000 сомов;
2) ежемесячно в течение налогового периода уплачивает подоходный налог в сумме не менее 150000 сомов;
3) имеет оплаченный уставный капитал не менее 10000000 сомов.
Согласно части 4 статьи 213 НККР ставка налога на прибыль для предприятий, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности, подлежащим льготному налогообложению, установленным статьей 159-1 НККР (за исключением горно-перерабатывающих, горнодобывающих, а также предприятий, выпускающих подакцизные товары), устанавливается в размере «0» процентов.
2. Ставка НДС установлена:
— по облагаемым поставкам на территории Кыргызской Республики и облагаемому импорту установлено в размере 12 процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 259 Налогового кодекса Кыргызской Республики (НК КР), освобождаются от уплаты НДС основные средства, импортируемые на территорию Кыргызской Республики хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в качестве плательщика НДС, непосредственно для собственных производственных целей.
Предусмотренное освобождение распространяется на основные средства, классифицируемые в товарных позициях ТНВЭД 8401-8406, 840710, 8410-8414, 8416-8447, 8449-8465, 8471, 8474, 8475, 8477-8480, 8504, 8505, 8514, 8515, 8525, 8526, 8529, 8530, 8601-8606, 8608, 8609, 8701, 8702 (за исключением микроавтобусов), 8704, 8705, 8709, 8716, 8802, 9018, 9022, 9027, 9406 00310 0.
Ставка по налогу на имущество 2 группы (производственные, административные, промышленные, а также другие капитальные строения, предназначенные и/или используемые для осуществления предпринимательской деятельности) установлена в размере 0,8 процента от налогооблагаемой базы (статья 328 НК КР).
При этом установлены следующие льготы:
Частью 6 статьи 330 НК КР установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на имущество на сумму земельного налога, уплаченного или подлежащего уплате за земельный участок, расположенный непосредственно под объектом имущества, но не выше суммы налога на имущество, рассчитанного в отношении данного объекта имущества.
Пунктом 3 части 4 статьи 330 НККР установлено, что местные кенеши имеют право предоставлять полное освобождение от уплаты налога на имущество для предприятий, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности, подлежащим льготному налогообложению, установленным статьей 159-1 НККР.
Ставки земельного налога за использование земель населенных пунктов и земель несельскохозяйственного назначения устанавливаются в размерах, в зависимости от местонахождения земельного участка и дифференцируются с применением зонального коэффициента и коэффициента коммерческого использования земельных участков (статья 339 НК КР).
НК КР установлены следующие льготы по уплате земельного налога.
Частью 3 статьи 334 НККР установлено, что местные кенеши имеют право предоставлять освобождение от уплаты земельного налога по землям населенных пунктов и землям несельскохозяйственного назначения для предприятий, деятельность которых относится к преференциальным видам промышленной деятельности, подлежащим льготному налогообложению, установленным статьей 159-1 НККР.
Ставка налог с продаж устанавливается, согласно статье 319 НК КР:
1) при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в наличной форме, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС:
а) в размере 1 процента — для торговой деятельности;
б) в размере 2 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» настоящего пункта.
2. Ставка налога с продаж устанавливается в случаях, не предусмотренных частью 1 настоящей статьи, при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных:
1) в наличной форме:
а) в размере 2 процентов — для торговой деятельности;
б) в размере 3 процентов — для деятельности, не предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 настоящей части.
НК КР установлены следующие льготы по уплате налога с продаж.
При реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в безналичной форме, ставка установлена в размере 0 процентов.
Пунктом 8 части 1 статьи 315 НККР установлено, что от уплаты налога с продаж освобождаются реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг промышленными предприятиями, работающими в преференциальных населенных пунктах на условиях инвестиционного соглашения, утвержденного постановлением представительных органов местного самоуправления и предусматривающего предоставление льгот по налогам.
Товары предприятия по производству электромобилей не подлежат обложению:
— акцизным налогом — нет производства и импорта подакцизных товаров;
— бонусом и роялти – нет разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.
II. НК КР установлен налоговый режим в свободных экономических зонах.
Субъект СЭЗ — юридическое лицо, зарегистрированное уполномоченным государственным органом и прошедшее учетную регистрацию в генеральной дирекции СЭЗ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
В случае регистрации и осуществления экономической деятельности на территории СЭЗ, налогоплательщик производит оплату за осуществление экономической деятельности в Генеральную Дирекцию СЭЗ.
Деятельность субъектов СЭЗ, осуществляющих хозяйственную и внешнеэкономическую деятельность, в том числе деятельность по производству и реализации товаров (работ, услуг) в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством Кыргызской Республики о свободных экономических зонах в Кыргызской Республике, за исключением производства и реализации подакцизных товаров, освобождается от всех видов налогов (Статья 372 НК КР).
Импорт сырья и товаров на территорию СЭЗ облагается НДС по ставке “0” процентов.
Вывоз иностранных товаров и товаров, произведенных на территории СЭЗ (в производстве которых были использованы иностранные товары) на территорию государств — членов ЕАЭС и территорию Кыргызской Республики для свободного обращения, с 1 января 2017 года производится с помещением их под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления», согласно пункту 2 статьи 10 Соглашения.
В случае осуществления поставки товаров в адрес государств членов таможенного союза и третьих стран применяется ставка НДС в размере «0» процентов.
При вывозе товаров с территории СЭЗ для поставки на территорию Кыргызской Республики, в том числе при отчуждении их в пользу лиц, не являющихся субъектами СЭЗ, товары подлежат налогообложению в соответствии с общим налоговым режимом.
Данная норма распространяется на субъекты СЭЗ, осуществляющих поставку товаров на территории Кыргызской Республики самостоятельно, либо через своих представителей.