УВЕДОМЛЕНИЕ о разработке проекта нормативного правового акта Кыргызской Республики
Настоящим Национальное агентство по инвестициям при Президенте Кыргызской Республики (далее- Национальное агентство) извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц для разработки проекта Закона Кыргызской Республик «О концессиях».
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование :
В настоящее время Кыргызская Республика активно продвигает концессионные проекты как важный элемент инвестиционной стратегии страны. В рамках поставленных задач проводится пересмотр существующего регулирования концессионных соглашений с целью повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения гибкости механизма концессий и приведения его в соответствие с современными международными реалиями.
Анализ действующего концессионного законодательства выявил ряд проблем, препятствующих эффективному развитию данной сферы:
Закон Кыргызской Республики «О концессиях и иностранных концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан» был принят 6 марта 1992 года (№ 850-XII), то есть 33 года назад. Данный Закон КР не учитывает современные подходы к регулированию концессий, международные стандарты и изменившиеся экономические условия.
Вопросы, связанные с объектами концессий (земля, недра, имущество, деятельность иностранных предприятий), частично регулируются различными нормативными актами, включая Гражданский кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», Закон Кыргызской Республики “О недрах” и др. Отсутствие единого, четкого регулирования создает правовые пробелы и неопределенность для потенциальных концессионеров.
Ввиду устаревших механизмов регулирования концессии в Кыргызской Республике не пользуются высокой популярностью среди концессионеров (потенциальных инвесторов), что ограничивает приток частных инвестиций.
Также по опросу государственных органов и организаций Кыргызской Республики выявлено, что концессионное соглашение имеется только у одного предприятия.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем:
Цель предлагаемого регулирования: создание современной, прозрачной и эффективной системы концессионных отношений в Кыргызской Республике, обеспечивающей привлечение инвестиций в стратегически важные проекты, а также защиту прав и интересов концендента и концессионеров.
Предполагается, что предлагаемое регулирование приведет концессионные законодательства в соответствие с международными стандартами и передовыми практиками, усилит гарантий защиты прав концессионеров.
В этой связи, длядостижения поставленных целей необходимо разработать проект новой редакции Закона Кыргызской Республики «О концессиях», который будет предусматривать: устранение устаревших норм, учет международных стандартов и передовой опыт; устранение правовых пробелов.
Таким образом, необходимо разработать предлагаемое регулирование, направленное повышение инвестиционной привлекательности концессионных проектов.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования:
Принятие новой редакции Закона Кыргызской Республики «О концессиях» позволит устранить правовые пробелы, благоприятные условия для привлечения инвестиций.
Экономические выгоды
Обновленный правовой режим повысит привлекательность концессионных проектов, что приведет к увеличению частных инвестиций в экономику Кыргызской Республики.
Правовые преимущества
Закон обеспечит надежные правовые гарантии для концендента, концессионера.
Четкое регулирование концессионных отношений снизит вероятность правовых споров и неопределенности в заключении соглашений.
Социальные выгоды
Развитие концессионных проектов приведет к увеличению занятости в различных секторах экономики.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий :
Несмотря на ожидаемые выгоды, реализация предлагаемого регулирования может сопровождаться определенными рисками и неблагоприятными последствиями.
Экономические риски
При обновлении законодательства могут сохраняться макроэкономические факторы (политическая нестабильность, валютные риски, низкий уровень инвестиционной привлекательности страны), сдерживающие приток инвестиций.
Возможны случаи, когда концессионеры не смогут выполнить обязательства из-за финансовых трудностей, что приведет к срыву реализации проектов.
Правовые риски
Введение новой редакции закона потребует корректировки сопутствующих нормативных актов, что может временно вызвать правовую неопределенность.
Административные сложности
Для эффективного внедрения новых механизмов концессий потребуется дополнительное обучение государственных служащих.
Социальные последствия
Возможны негативные общественные реакции на передачу стратегически важных объектов в концессию.
В случае неэффективного регулирования могут возникнуть конфликты из-за земельных и природных ресурсов.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства — адресатов предлагаемого регулирования:
Предлагаемое регулирование охватывает субъекты предпринимательства, в которых государство владеет не менее двух третей акций, при условии принятия решения в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением:
Введение нового регулирования в сфере концессий повлечет за собой как дополнительные расходы, так и значительные выгоды для потенциальных концессионеров и для концендента.
Дополнительные расходы: Затраты на разработку конкурсных заявок, бизнес-планов и финансовых моделей; оплата юридических и консалтинговых услуг для анализа условий концессионных соглашений; прохождение новых процедур согласования и лицензирования; соблюдение дополнительных требований по отчетности и контролю выполнения концессионного договора, финансирование обязательств, предусмотренных договором.
Ожидаемые выгоды: повышение прозрачности концессионных процедур и снижение административных барьеров; предоставление долгосрочных прав на управление объектами, что повышает инвестиционную привлекательность; возможность получения стабильных и долгосрочных доходов от концессионных проектов; устранение пробелов в законодательстве, которые ранее создавали неопределенность; гармонизация законодательства с международными стандартами.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования:
Оценка расходов
Прямые бюджетные расходы: Расходы на внедрение регулирования (разработка нормативных актов, обучение персонала);расходы на создание новых систем мониторинга, информационных ресурсов или технического обеспечения; дополнительные затраты на проверки, анализ данных, привлечение экспертов.
Косвенные бюджетные расходы: Потери от снижения налоговых поступлений: если регулирование приводит к сокращению деятельности предприятий; компенсационные меры.
Оценка выгод бюджета
Прямые бюджетные выгоды: Рост налоговых поступлений; снижение бюджетных расходов.
Косвенные бюджетные выгоды: Увеличение инвестиций и рабочих мест, если регулирование повышает привлекательность отрасли; повышение эффективности государственного управления, улучшение бизнес-климата.
К уведомлению прилагаются:
1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
— являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования;
— является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
— является ли предлагаемый способ решения проблем (регулирование) наиболее предпочтительным;
— какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
— какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования;
— существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;
— общее мнение относительно предлагаемого регулирования.
Перечень вопросов может быть расширен.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
1. Предложения принимаются: | |
— по электронной почте | nationalinvestagency@gmail.com |
— на почтовый адрес | mail@invest.gov.kg |
2. Срок приема предложений не позднее | 22.04.2025 г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее | 24.04.2025 г. |