О КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Экономическое развитие последних лет

Рост реального ВВП замедлился до 3,5% в 2018 году с 4,7% в 2017 году. Инфляция снизилась до 0,5% к концу 2018 года с 3,7% в конце декабря 2017 года, что было обусловлено, главным образом, снижением цен на продовольствие. Бюджетный дефицит сократился до 1,6% от ВВП в 2018 году по сравнению с дефицитом в 4,6% от ВВП в 2017 году из-за высоких сборов налогов в сочетании с недостаточным исполнением инвестиционной программы.

Налоговые поступления выросли до 25,4% ВВП в 2018 году с 23,9% в 2017 году. Положительный экономический рост в республике, а также в основных странах-торговых партнерах способствовал увеличению налоговых и неналоговых доходов, а также стабильной политической ситуации в стране и оказало благоприятное влияние на увеличение дохода. Расходы бюджета характеризовались социальным уклоном: расходы на здравоохранение, социальную защиту и образование внесли основной вклад в рост. В то же время расходы на текущее потребление по-прежнему занимают наиболее значительную долю в общих государственных расходах, что, в свою очередь, является одним из факторов возможного усиления общего инфляционного фона в стране. Однако из-за снижения неналоговых доходов и грантовой поддержки общие доходы упали до 31,8% от ВВП (с 32,6% в 2017 году). Общие расходы сократились до 33,4 % от ВВП (с 37,2% годом ранее).

Дефицит счета текущих операций увеличился до 12,2% от ВВП (с 6,6% годом ранее), что отражает увеличение дефицита торгового баланса в 40,9% от ВВП в январе-сентябре 2018 года.

Дефицит счета текущих операций финансировался за счет прямых иностранных инвестиций, списания долга Российской Федерацией в размере 240 млн. долл. США и сокращения валютных резервов

Экономический прогноз

Прогнозируется, что рост реального ВВП ускорится до 4,3% в 2019 году и в дальнейшем стабилизируется на уровне около 4%. Этот сценарий отражает прогноз производства золота и предполагает умеренный рост в России и Казахстане, что пойдет на пользу экономике Кыргызской Республики через каналы денежных переводов и торговли. При условии стабильности обменного курса и отсутствия значительных негативных потрясений для мировых цен на продовольствие инфляция останется ниже целевого диапазона центрального банка в 5–7% в среднесрочной перспективе

Прогнозируется, что дефицит счета текущих операций останется на уровне около 10% от ВВП. Официальные органы обязуются сократить дефицит до 3% ВВП к 2020 году. Согласно прогнозам, в 2019–2020 годах налоговые поступления как доля ВВП возрастут после реализации мер по расширению налоговой базы.

Между тем, по прогнозам, текущие расходы сократятся на фоне усилий по рационализации неприоритетных закупок и сокращению фонда заработной платы как доли ВВП. Ожидается, что государственные инвестиционные расходы немного снизятся.

Ожидается, что рост в секторах сельского хозяйства и строительства будет оставаться скромным, дальнейшее увеличение денежных переводов будет способствовать сокращению бедности в сельской местности. Социальные трансферты и запланированное повышение пенсий также окажут поддержку наиболее уязвимым слоям населения. Прогнозируется снижение уровня бедности до 18,8 процента в 2019 году.