• Главная/
  • Новости/
  • КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В НАРЫНСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В НАРЫНСКОЙ ОБЛАСТИ

27.09.2018

КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛЬНО-ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В НАРЫНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Бишкек

ноябрь 2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

2. Краткий обзор социально- экономической ситуации в Нарынской области

3. Сотрудничество между Кыргызской Республикой и КНР

4. Предпосылки создания Индустриально-торгово-логистического комплекса СЭЗ "Нарын"

5. Цели и задачи создания ИТЛК СЭЗ "Нарын"

6. Правовые, инфраструктурные и административно-технические основы функционирования ИТЛК СЭЗ "Нарын"

7. Международный опыт по аналогичным комплексам

8. Льготы и преференции, предусмотренные в рамках ИТЛК

9. Риски

 

 

1.Введение

Создание логистического центра для любой страны является важным фактором для внешнеэкономических связей и экономического роста, а также является необходимым составляющим в системе «Управления цепочкой поставок». Сравнительно с передовой мировой практикой, на текущем этапе данный вид экономической деятельности в Кыргызской Республике практически отсутствует.

Важность такой системы нельзя недооценивать, и учитывая тот факт, что Кыргызская Республика на данный момент является страной, где деятельность по торговле гораздо интенсивнее чем производство, то наличие логистического центра будет значительно способствовать экономическому росту. Стоимость строительства логистических центров является относительно высокой, а строительство такого центра за счет государства будет только увеличивать нагрузку на бюджет. Однако логистические центры могут представлять интерес для частных инвестиций.

Ежегодно Всемирный Банк составляет рейтинг стран по показателю эффективности логистики (LPI). На 2016 год Кыргызская Республика занимает 146 место из 160 стран. Первое место занимает Германия, а последнее место - Сирия. Для Кыргызстана данный показатель также является важным фактором для привлечения иностранных инвестиций, так как неразвитая система логистики подразумевает высокие расходы на доставку, хранение и аналогичные виды расходов, что в свою очередь будет влиять на конкурентоспособность и экспортный потенциал Кыргызской Республики. Данная Концепция предлагает постановку и некоторые решения задач и целей строительства и развития Индустриально-торгово-логистического комплекса (ИТЛК) СЭЗ "Нарын" в Атбашинском районе Нарынской области.  Реализация проекта ИТЛК будет способствовать развитию экономики Нарынской области и страны в целом путем активизации взаимовыгодного трансграничного сотрудничества с Китайской Народной Республикой, привлечет в страну международный бизнес, отечественных и зарубежных инвесторов, за счет либеральных условий ведения бизнеса, необходимых для успешного развития среднего и малого предпринимательства страны.

2. Краткий обзор социально- экономической ситуации в Нарынской области

В экономическом отношении Нарынская область (рис. 1) является менее развитой относительно других областей республики, по причине отдаленности от промышленных центров страны, из-за сложных природно-климатических условий, отсутствия развитой сети дорог, недостаточно развитой социальной инфраструктуры, низкой плотности населения и др. Промышленные предприятия области производят 1,1% от общего объема продукции, производимой в стране. Традиционное сельскохозяйственное производство не решает экономических проблем. Доля Нарынской области в ВВП страны всего 3%. Работающих хозяйствующих субъектов в Нарынской области чрезвычайно мало, так как произведенная в Нарынской области продукция не может конкурировать с продукцией, произведенной в других регионах республики из-за высокой себестоимости (большие транспортные и энергетические расходы). Как следствие, низкая занятость населения приводит к миграционному настроению и поиску трудоустройства в более активных экономических центрах страны.

Мировой опыт показывает, что для решения подобных экономических вызовов в отдаленных, труднодоступных регионах применяются различные инструменты фискальных и нефискальных преференций для повышения инвестиционной привлекательности региона. Одним из таких решений является создание в отдаленных регионах зон, в пределах которых действует особый режим предпринимательской и иной деятельности, более благоприятный, чем на остальной территории страны.

Исходя из этого, в 1991 году Постановлением Правительства Кыргызской республики была создана Свободная экономическая зона (СЭЗ) "Нарын". Общая площадь СЭЗ «Нарын» охватывает всю административную территорию Нарынской области, что составляет 4,52 млн га (23% от общей площади страны). До настоящего времени освоенная территория составляет всего 1,66 га, а общее число зарегистрированных субъектов всего 5 компаний, которые занимаются: швейным производством, производством обуви, отверточным производством, легкой промышленностью и перерабатывающей промышленностью.

В настоящее время груз из КР доходит до КПП «Топо» (КНР), расположенный в 120 км. от КПП «Торугарт» для последующей разгрузки. При открытии и функционировании ИТЛК, отечественные перевозчики будут довозить грузы, в т.ч. и транзитные до ИТЛК, без заезда на территорию КНР, тем самым исключается вопрос необходимости получения въездной визы в КНР, в свою очередь китайские перевозчики также будут довозить грузы до ИТЛК и там перегружаться.В этой связи кыргызской стороне нужно предусмотреть организацию зоны безвизового режима от КПП «Торугарт» до ИТЛК (70 км.). Ежегодно через КПП «Торугарт» и «Иркештам» проходит около 25000 автомашин, где более 60% грузовпроходит через КПП «Торугарт».При этом согласно данным статистики Comtrade экспорт Китая в Кыргызскую Республику составил в 2016 году 5,6 млрд. доллар. США по 3500 товарным позициям, где основными видами экспорта является электро-товары, товары легкой промышленности, строй - материалы,  фармацевтические препараты и т.д.  

При этом, несмотря на существующий экономический потенциал региона, цели по экономическому развитию Нарынской области в целом не достаточно исплльзованы.

При всех перечисленных экономических и социальных проблемах, Нарынская область имеет весьма выгодное географическое расположение, находясь на пересечении международной автомобильной магистрали Бишкек-Нарын-Торугарт-Кашгар, которая соединяет магистрали стран ТРАСЕКА (программы международного сотрудничества между Европейским союзом и странами-партнёрами по организации транспортного коридора «Европа — Кавказ — Азия») и трассы ведущей через КНР, Индию, Пакистан (Каракорумское шоссе) к морским портам Пакистана, Индии, Ирана.  Это обстоятельство дает возможность доступа на внешние рынки КНР, Индии, Пакистана, Ирана, Туркменистана и других стран, в том числе с использованием морских путей.  

Существует два варианта строительства железной дороги, проходящей через Кыргызстан: напрямую из Торугарта в Джалал-Абад, либо по объездному пути из Торугарта через ИТЛК (Ат-Баши) и далее Казарман- Джалал-Абад. В случае принятия решения о строительстве дороги по второму маршруту, Кыргызская Республика получит возможность наладить транспортный железнодорожный поток и существенно увеличить свой экспортный потенциал.

В связи с этим необходима, реализация проекта строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, которая значительно укрепит экономические связи СЭЗ «Нарын» с динамично развивающейся СЭЗ «Кашгар»,

3. Сотрудничество между Кыргызской Республикой и КНР

В рамках официального визита Президента Кыргызской Республики Атамбаева А.Ш. в КНР в сентябре 2015 года была подписана Программа приграничного сотрудничества между Правительством Кыргызской Республики и Правительством КНР на 2015 - 2020 гг.

Основная цель программы - всестороннее использование преимуществ приграничных районов, расширение и повышение уровня сотрудничества, содействие росту объема двусторонней торговли между приграничными районами и росту объема взаимных инвестиций.

Один из пунктов Программы гласит: «Основываясь на преимуществах местной промышленности повысить уровень торгово-экономического сотрудничества в приграничных районах Кыргызской Республики и КНР. Рассмотреть возможность создания зоны торгово-экономического сотрудничества в приграничных районах Кыргызстана и КНР. Создать благоприятный инвестиционный климат и благоприятные условия для развития на основе Кашгарской зоны экономического развития (КНР) и соответствующих индустриальных парков, и Свободной экономической зоны «Нарын» (КР), превратив их в важную площадку сотрудничества в приграничном регионе».

Также в рамках протокола двенадцатого заседания Межправительственной кыргызско-китайской Комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству от 13 октября 2016 года кыргызской стороне было предложено рассмотреть возможность строительства приграничного торгово-логистического центра в Ат-Башинском районе Нарынской области на территории СЭЗ «Нарын».

В соответствии с протоколом девятого заседания Координационной группы «Кыргызстан-СУАР КНР» при Межправительственной кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству от от 28 июля 2017 года стороны договорились активизировать сотрудничество между СЭЗ «Кашгар» (КНР) и СЭЗ «Нарын», а также проработать вопрос участия СЭЗ «Кашгар» в реализации проекта по строительству промышленно-торгово-логистического хаба в Ат-Башинском районе Нарынской области на территории СЭЗ «Нарын» и развития приграничной торговли между СЭЗ «Кашгар» и СЭЗ «Нарын».

Наряду с этим, сотрудничество между Кыргызской Республикой и КНР развивается на фоне активного осуществления мер по реализации концепции «Один пояс - один путь», включающей в себя инициативу создания «Экономического пояса Шелкового пути».

Данная инициатива предусматривают широкое сотрудничество КНР с евразийскими странами, в частности, в транспортно-инфраструктурной сфере.

Кыргызстан поддержал концепцию «Один пояс - один путь», и учувствует в сопряжении инициативы создания Экономического пояса Шелкового пути со стратегией развития Кыргызской Республики и ЕАЭС.

В этой связи Правительство Китайской Народной Республики выделяет на реализацию данной концепции 100 млрд.доллар. США. Для участия в проекте создания ИТЛК проявляют интерес китайские компании, в частности Шанхайская группа по развитию электронной торговли и Синьзянская торговая компания «Бянцьзин». В рамках  прошедшего инвестиционного форума 21 августа 2017 года «Нарын - транснациональный узел Великого Шелкового пути» место предполагаемого строительства ИТЛК посетила делегация во главе с Вице-губернатором из Кашагарского округа СУАР КНР.

Кыргызская Республика и КНР являются членами ВТО, что также поддерживает благоприятные условия для сотрудничества.

КНР является одним из основных торговых партнеров Кыргызстана и занимает в общем товарообороте первое место по итогам 2016 года, составив более 1,5 млрд.долл (статистика НСК КР).

В структуре притока иностранных инвестиций КНР также традиционно входит в число основных партнеров Кыргызской Республики. Так, в 2016 году, в Кыргызстан приток прямых инвестиций из КНР составил более 301 млн. долл. США и составил 37% от общего объема поступлений.

Согласно статистическим данным, КНР в 2016 году осуществила в различные страны прямые инвестиции более 217 млрд. долл. США, что составляет 20% от мировых объемов инвестиций и входит в тройку крупнейших мировых инвесторов с перспективой стать к 2020 году самым крупнейшим инвестором в мире.

Несмотря, что данный объем для страны является значительным, доля китайских инвестиций в Кыргызстан в сравнении с мировыми объемами составляет в порядке 0,1%.

В данном контексте, Кыргызской Республике необходимо активней сотрудничать с КНР, направляя основные усилия на развитие приграничной торговли, привлечение инвестиций и создание совместных производств – ярким примером чего является реализация проекта строительства индустриально-торгового-логистического хаба в Ат-Башинском районе Нарынской области (ИТЛК СЭЗ «Нарын»).

4. Основные цели и задачи создания ИТЛК СЭЗ "Нарын"

Основными целями создания ИТЛК являются:

  • Увеличение социально-экономического положения Нарынской области и повышение благосостояния местного населения;
  • Развитие транспортно-логистической инфраструктуры и организации системы обеспечения грузопотоков по международному коридору, который соединяет Европу и Азию;
  • Развитие таможенной и пограничной инфраструктуры, в том числе увеличение пропускной способности автомобильного пункта пропуска Торугарт;
  • Развитие промышленного, перерабатывающего и агропродовольственного сектора, рост экспорта сельскохозяйственных и промышленных товаров;
  • Привлечение государственных и частных инвестиций для реализации взаимовыгодных инвестиционных проектов;
  • Развитие туристической отрасли, повышение объемов въездного туризма;
  • Увеличение бюджетных поступлений за счет роста объемов грузопотока через территорию Кыргызской Республики.

 

Задачи, которые решает реализация проекта ИТЛК:

  • Модернизация структуры промышленности путем привлечения современных производств;
  • Активизация экономики региона путем привлечения иностранного капитала;
  • Развитие инфраструктуры региона.

 

5. Предпосылки создания Индустриально-торгово-логистического комплекса СЭЗ "Нарын"

В связи с интеграцией Кыргызской Республики в международные экономические программы и экономические объединения открываются дополнительные инвестиционные возможности и перспективы по развитию торгово-экономического сотрудничества.

Кыргызская Республика, как и Китайская Народная Республика являются членами Всемирной Торговой Организации (ВТО), что дает получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг и доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами.

Кроме того, 12 августа 2016 года вступил в силу договор о присоединение Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Что обеспечивает свободу движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной политики в отраслях экономики стран членов ЕАЭС. При этом экспорт в страны ЕАЭС значительно дешевеет, усиливается конкуренция с товарами, поступающих на рынок ЕАЭС из-за зарубежья, Кыргызстан может осуществлять беспошлинные поставки стратегически важных товаров, в импорте которых нуждается республика. Движение товаров без импортных и экспортных пошлин, создание единого таможенного пространства создают благоприятную среду для стабильного развития экономики и привлечения инвестиций.

Важным направлением развития индустриальной зоны ИТЛК, будет являться производство текстильной продукции, товаров народного потребления и других с целью экспорта в страны ЕАЭС, в страны ЕС, в страны ВТО, в другие страны и на территорию Кыргызской Республики. При этом, льготы и преференции, принятые в СЭЗ "Нарын" будут также сохранены и способствовать удешевлению экспортируемой продукции.

Необходимо отметить, что в Таможенном кодексе евразийского экономического союза в ст. 455 определены особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в выделенных 5 СЭЗ, пределы которых полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Союза, либо в пределах, которых расположены места перемещения товаров через таможенную границу Союза.

В свою очередь, Правительство КР определило соответствующую Таможенному Кодексу ЕАЭС (ст.455) СЭЗ "Нарын", в которой будут применяться особенные (более благоприятные для предпринимателей) требования к таможенной процедуре свободной таможенной зоны. Следует также отметить, что особенности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, в данном контексте будут относиться только к будущему индустриально - торгово-логистическому комплексу (ИТЛК) СЭЗ "Нарын".

В дополнении к этому, имеются и другие положительные предпосылки для реализации предлагаемого проекта. В январе 2016 года Европейский союз предоставил Кыргызстану статус ВСП+, благодаря которому экспортеры Кыргызстана смогут поставлять в страны ЕС товары по нулевым тарифным ставкам, то есть беспошлинно. ВСП+ является компонентом всеобщей системы преференций (ВСП) для развивающихся государств, предполагающий дополнительные торговые стимулы. Увеличенные преференции ВСП+ - это шаг вперед от системы ВСП, они означают полную ликвидацию тарифов по более 6000 товарных позиций. Это односторонняя мера, вводимая Евросоюзом, при этом таможенные тарифы, применяемые Кыргызстаном в отношении импорта из ЕС остаются в силе.

Кроме того, данный статус ВСП+ поможет Кыргызской Республики привлечь иностранные инвестиции в развитие различных отраслей экономики. Ранее экспортеры уплачивали таможенную пошлину в размере 14,6% по некоторым видам фруктов и овощей, и до 5 - 9% на предметы одежды, при этом также существует нетарифное регулирование.

На сегодня, сумма Экспорта китайских товаров в Кыргызскую Республику в 2016 году составил 5,6 млрд долл. США. В Республику Казахстан 8,3 млрд долл. США, в Республику Узбекистан 2 млрд долл. США, В Республику Таджикистан 1,7 млрд. долл. США, в Российскую Федерацию 37,3 млрд долл. США.  

6. Правовые, инфраструктурные, административно-технические основы функционирования ИТЛК

По предварительным расчетам, территория ИТЛЦ будет расположена в 40 км от села Ат-Башы, 85 км от г. Нарын и в 400 км от г. Бишкек. Участок находится на 439 км в автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт-Кашгар, на расстоянии от автомагистрали в 500 метров. Общая площадь составит 200 га. Также, по предварительным расчетам, общая сумма затрат на развитие инфраструктуры индустриально-торгово-логистического Хаба составит 327,1 млн. сомов.

В рамках строительства ИТЛК предлагается разделить территорию комплекса на три зоны:

1. Логистическая зона.

2. Торговая зона.

3. Индустриальная зона.

Логистическая зона - комплекс специализированных терминалов и складских помещений. Использование логистических комплексов при осуществлении мульти модальных или прямых перевозках позволяет экономить 12-15% от стоимости доставки, так как расстояние от Бишкека до МЦПС «Хоргос» (РК) составляет 550 километров, тогда как от Бишкека до ИТЛК (Ат-Баши) составит 360 километров.  С использованием льгот СЭЗ, этот показатель может быть выше. Наиболее часто на аутсорсинг логистическим комплексам передаются такие функции, как складирование, внешняя транспортировка с таможенной очисткой, внутренняя транспортировка, консолидация и разделение грузов. Предполагаемая территория для логистической зоны составляет 60 га земли.

 На территории торговой зоны планируется разместить центр оптово-розничной торговли, пункты общественного питания, санитарно-карантинный пункт, специализированные автоматизированные склады, помещения для хранения товаров, центр сертификации, транспортно-экспедиционные и брокерские фирмы, страховые компании, туристические фирмы и т.д. Площадь торговой зоны будет составлять также 60 га.

Индустриальная зона будет представлять собой комплекс промышленных предприятий по различным видам деятельности. Индустриальная зона будет интересна для инвесторов, желающих разместить экспорториентированные предприятия в приграничной свободной экономической зоне "Нарын". Строительство всех трех зон планируется осуществлять за счет прямых инвестиций.

Также на территории ИТЛК предполагается размещение ветеринарной, фитосанитарной, пограничной, таможенной служб и других агентов по экспортно-импортным процедурам, а также иные вспомогательные сооружения.

7. Международный опыт по аналогичным комплексам

МЦПС «Хоргос»

Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) построенный на контрольно-пропускном пункте Хоргос на границе Китая с Казахстаном и начал свою работу в декабре 2012 года. За это время транзитный грузопоток между двумя странами достиг цифры в 1,35 миллиона тонн.

МЦПС Хоргос состоит из двух частей: казахстанской части (185 га), расположенный в селе Коргаз Алма-атинской области, и китайской части (343 га) на территории СУАР. Все грузопотоки, следующие из Китая в страны Европы и Центральной Азии консолидируются в СЭЗ Хоргос.     

 Железные пути Китайского транзита через Казахстан в РФ и далее Европу, от Хоргоса до порта Актау, по Каспийское море Азербайджан через Грузию, Турцию в Европу, Иран и стран ближнего Востока, Индию и Пакистан в направлении Север-Юг, через территории РФ, Казахстан, Туркменистан и стран Персидского залива.

За 2016 год МЦПС Хоргос посетили 4 млн. 700 тыс. человек. Через МЦПС Хоргос прошли 120 тыс. автомобилей, объем товарооборота составил 350 млн. долл. США. В перспективе планируется развитие туризма и строительства парка стран ШОС.

Особенность проекта заключается в том, что в пределах территории Центра лица, товары (грузы) и транспортные средства перемещаются свободно, без необходимости оформления виз.

СЭЗ «Навои»

На сегодняшний день в Республике Узбекистан функционируют 6 СЭЗ.  Создание ИТЛК можно рассмотреть на примере СЭЗ «Навои».

СЭЗ расположен на территории общей площадью 564 гектаров недалеко от города Навои, одного из самых промышленных городов Узбекистана, на расстоянии 100-175 км от городов Бухара и Самарканд, являющихся одними из крупных промышленных городов и  культурных центров Узбекистана.

На территории СЭЗ «Навои» действуют особый правовой режим, включая налоговый, валютный и таможенные режимы, упрощенный порядок въезда, пребывания и выезда, а также получения разрешения на осуществление трудовой деятельности гражданами-нерезидентами Республики Узбекистан, предоставлены обширные льготы по налогам, таможенным и иным обязательным платежам.

СЭЗ размещена в непосредственной близости от международного аэропорта, автомагистрали Е-40 и железнодорожных путей международного значения, что позволяет максимально эффективно использовать преимущества мультимодального транспортно-логистического узла Навои, который работает по следующим направлениям:

Автомобильное сообщение. Автомобильные перевозки грузов в направлении Китай–Европа через Узбекистан короче, по сравнению с маршрутом через китайско-российскую границу примерно на 1000 км. Это сокращает транспортные расходы на 800 долл. с автомобиля.

Железнодорожное сообщение. СЭЗ «Навои» связана и находится в непосредственной близости от железной дороги, которая имеет выход на рынки стран Центральной Азии, СНГ, Юго-Восточной Азии, Европы, Ближнего Востока и Персидского Залива.

Путь от Ташкента до порта Бандар-Аббас контейнерный поезд проходит за 7 суток, из Ташкента через Тегеран в Стамбул – за 10 дней. Это в 2 раза быстрее перевозок, осуществляемых в обход Узбекистана.

Через Навои проходят все основные железнодорожные трассы региона с выходом на юге к портам Ирана и Турции, а на западе и севере – к портам Черного и Балтийского моря. С вводом в эксплуатацию железной дороги «Гузар-Байсун-Кумкурган», появилось наиболее короткое транзитное сообщение в Афганистан, Пакистан и Индию.

Индустриальный парк «Великий камень»

В январе 2012 года Беларусь и Китай ратифицировали межправительственное соглашение о совместном проекте. Китайско-Белорусский индустриальный парк представляет собой территориальное образование площадью 91,5 кв. км с особым правовым режимом для обеспечения комфортных условий ведения бизнеса. современный международный эко-город с акцентом на высокотехнологичные и конкурентоспособные инновационные производства с высоким экспортным потенциалом. Земля передана на 99 лет китайской  стороне.

8. Льготы и преференции, предусмотренные в рамках ИТЛК

         В целях создания благоприятных условий для субъектов ИТЛК  могут быть предоставлены следующие преференции:

  1. Налогообложение:

Освобождение от НДС, НСП, Налога на прибыль, Налога на имущество, Земельного налога.

В случае, вывоза товаров с территории СЭЗ для поставки на остальную территорию Кыргызской Республики, в том числе при отчуждении их в пользу лиц не являющимися субъектами СЭЗ, товары подлежат налогообложению в соответствии с общим налоговым режимом. (Действующая редакция НККР).

2. Освобождение от таможенных пошлин, в соответствии с требованиями Таможенного кодекса ЕАЭС.

3. Освобождение от применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров.

4. Упрощенный порядок въезда-выезда для лиц, работающих на территории ИТЛЦ. Без разрешений на работу. Предоставление 30 дневного безвизового режима.

5. Свободное перемещение граждан Кыргызстана, Китая и других стран в пределах границ центра, проходящих через специальный пешеходно -транспортный переход.

6. Освобождение от таможенных и налоговых платежей за товары, сумма и вес которых не превышает 1500 евро и 50 кг, при соблюдении кратности беспошлинного вывоза 1 раз в месяц. В случае перемещения товаров свыше одного раза в месяц, должен применяться тариф, установленный Правительством КР. (По аналогии с МЦПС "Хоргос")

7. Предоставление льготных ставок при аренде и субаренде.

8.  Cоздание зеленого коридора между Кыргызской Республики и КНР.

9. Сжатые сроки рассмотрения заявок на получение статуса субъекта СЭЗ "Нарын".

Так, в случае успешной реализации данного проекта ожидается сокращение оттока населения путем создания новых рабочих мест, увеличение налоговых отчислений как в местный, так и в республиканский бюджет. Также деятельность ИТЛК позволит увеличить товарооборот до 50-60% , при этом ежегодное количество посещении по предварительным подсчетам ожидается в ближайшие годы в порядке 200 тыс. посетителей. 

 

 

+996 (312) 62 38 44
mail@invest.gov.kg