+996 (312) 62 38 44
mail@invest.gov.kg

Инвестиционный климат

2.1 Законодательная база для инвестиций

 

Привлечение инвестиций является залогом экономического развития в Кыргызской Республике, что отразилось в весьма либеральном инвестиционном законодательстве страны.

 

Основой всего законодательства страны является Конституция КР, на базе которой приняты следующие законы, прямо или косвенно регулирующие инвестиционную деятельность в Кыргызской Республике: Закон КР «О лицензировании»; Закон КР «Об акционерных обществах»; Закон КР «О недрах»; Закон КР «О свободных экономических зонах в КР»; Налоговый Кодекс КР; Земельный Кодекс КР; Таможенный Кодекс КР; Гражданский Кодекс КР; Закон КР «О государственно-частном партнерстве в КР». При этом основным законом, регулирующим инвестиционную деятельность, является Закон КР «Об инвестициях в Кыргызской Республики»[1].

 

Законодательство Кыргызской Республики[2] предоставляет иностранным инвесторам национальный режим, применяемый в отношении юридических и физических лиц Кыргызской Республики. Законодательством предоставляются довольно широкие права и гарантии иностранным инвесторам, включая гарантии вывоза или репатриации за пределы Кыргызской Республики инвестиций, имущества и информации, гарантии защиты от экспроприации инвестиций и возмещения убытков инвесторам, гарантии использования доходов, свобода денежных операций и др.

 

Кыргызская Республика заключила ряд двусторонних международных договоров о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций (капиталовложений). В частности, соглашения в указанной области были заключены с такими странами, как [3]:

 

  • Китайская Народная Республика (1995 год);
  • Турецкая Республика (1996 год);
  • Республика Украина (соглашение подписано в 1993 году);
  • Соединенные Штаты Америки (1994 год);
  • Республика Армения (1995 год);
  • Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (1998 год);
  • Французская Республика (1997 год);
  • Исламская Республика Иран (2005 год);
  • Азербайджанская Республика (1997 год);
  • Федеративная Республика Германия (2006 год);
  • Республика Грузия (1997 год);
  • Республика Индия (2000 год);
  • Республика Казахстан (2005 год);
  • Республика Беларусь (2001 год);
  • Монгольская Народная Республика (соглашение подписано в 1999 году);
  • Швейцарская Конфедерация (2003 год);
  • Республика Таджикистан (2001 год);
  • Королевство Швеция (2003 год);
  • Республика Молдова (2004 год);
  • Финляндская Республика (2004 год);
  • Республика Корея (2008 год);
  • Латвийская Республика (соглашение подписано в 2008 году);
  • Литовская Республика (2009 год);
  • Дания (соглашение подписано в 2001 году);
  • Малайзия (соглашение подписано в 1995 году);
  • Исламская Республика Пакистан (соглашение подписано в 1995 году);
  • Республика Индонезия (1997 год);
  • Республика Узбекистан (соглашение подписано в 1997 году);
  • Объединенные Арабские Эмираты (соглашение подписано в 2014 году);
  • Государство Катар (соглашение подписано в 2014 году);
  • Государство Кувейт (соглашение подписано в 2015 году).

 

Правительством Кыргызской Республики одобрены проекты соглашений о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций с Чешской Республикой[4], Королевством Нидерланды[5].

 

Уполномоченным исполнительным органом, определяющим инвестиционную политику государства, является Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики, которое осуществляет разработку и реализацию единой государственной макроэкономической, финансовой, налоговой и таможенной политики, а также политики в области экономического развития, внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности, а также в области привлечения инвестиций, технического регулирования, развития и поддержки предпринимательства, развития свободных экономических зон[6].

 

При Министерстве экономики функционирует Агентство по продвижению инвестиций и экспорта основными целями которого являются привлечение и продвижение инвестиций в экономику Кыргызской Республики, содействие отечественным потенциальным и действующим экспортерам в развитии и продвижении товаров на внешние рынки, а также развитие механизмов государственного и частного партренства[7].

 

2.2 Государственные гарантии для иностранных инвесторов

 

В соответствии с законодательством[8] Кыргызская Республика предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии:

  

  • применение национального режима экономической деятельности, равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов; невмешательство в экономическую деятельность инвесторов; защита и восстановление нарушенных прав и интересов инвесторов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

 

  • вывоз или репатриация за пределы Кыргызской Республики прибыли от инвестиций, средств, полученных в результате инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике, имущества, информации;

 

  • защита от экспроприации (национализации, реквизиции или иных эквивалентных мер, в том числе включающих действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведших к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций). В исключительных случаях, связанных с общественными интересами, инвестиции могут быть подвергнуты принудительной экспроприации с одновременной гарантией государства о надлежащем возмещении ущерба инвестору;

 

  • право на свободное использование инвестором дохода от своей деятельности в Кыргызской Республике;

 

  • возможность осуществления инвестиций в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды деятельности;

 

  • свобода денежных операций (свободная конвертация, свободные и беспрепятственные денежные переводы: при внесении в законодательство Кыргызской Республики норм, ограничивающих денежные переводы в иностранной валюте, данные ограничения не распространяются на иностранных инвесторов, за исключением случаев при неправомерных действиях (например, отмывание денег);

 

  • свободный доступ к открытой информации;

 

  • право создавать юридические лица в любых организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, открывать филиалы, представительства на территории Кыргызской Республики, выбирать любую организационную и управленческую структуру для своей компании, если иная специально не установлена законом для определенной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, приобретать в собственность имущество (кроме земельных участков), акции, иные ценные бумаги, включая государственные, участвовать в приватизации государственной собственности, создавать ассоциации и другие объединения, нанимать как местных, так и иностранных работников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другие действия, связанные с осуществлением деятельности инвестора в Кыргызской Республике, не запрещенные законодательством;

 

  • признание всех прав иностранных инвесторов в отношении объектов интеллектуальной собственности государственными органами и должностными лицами Кыргызской Республики;

 

  • в случае внесения изменений или дополнений в Закон КР «Об инвестициях», налоговое законодательство Кыргызской Республики и законодательство о неналоговых платежах инвестор, а также инвестируемое предприятие, отвечающее условиям, установленным настоящей статьей, в течение десяти лет со дня подписания соглашения о стабилизации имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий по уплате налогов, включая налог на добавленную стоимость, но исключая другие косвенные налоги, и неналоговых платежей (за исключением платежей за оказываемые государственными органами услуги) в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Порядок и условия применения режима стабилизации в налоговых и неналоговых правоотношениях устанавливаются законодательством Кыргызской Республики;

 

  • иные гарантии, специально предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами о поощрении и защите инвестиций, заключенными Кыргызской Республикой.

 

2.3    Инвестиционное соглашение, заключаемое Правительством Кыргызской Республики

 

Правительство Кыргызской Республики вправе заключить инвестиционное соглашение для реализации инвестиционного проекта в соответствии с государственными программами развития в приоритетных отраслях экономики и социальной сфере в случае, если инициатором реализации инвестиционного проекта выступает инвестор. Инвестиционное соглашение может быть заключено путем прямых переговоров между Правительством Кыргызской Республики и инвестором, если сумма осуществляемых инвестором инвестиций в инвестиционный проект составляет не менее 50 миллионов долларов США и при условии, что инвестор обладает общепризнанной международной деловой репутацией, уникальными знаниями и опытом успешной реализации проектов в аналогичной сфере деятельности.

 

2.4 Разрешение инвестиционных споров

 

Согласно законодательству Кыргызской Республики[9], стороны инвестиционного спора по соглашению сторон могут выбрать любую применимую процедуру для разрешения инвестиционного спора.

 

При отсутствии такого соглашения инвестиционный спор между уполномоченными государственными органами Кыргызской Республики и инвестором по возможности решается с помощью консультаций между сторонами. Если стороны не придут к мирному урегулированию спора в течение трех месяцев со дня первого письменного обращения за такой консультацией, любой инвестиционный спор между инвестором и государственными органами Кыргызской Республики разрешается в судебных органах Кыргызской Республики, если только в случае спора между иностранным инвестором и государственным органом одна из сторон не просит рассмотреть спор в соответствии с одной из следующих процедур путем обращения:

 

  • в Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС) на основании Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и подданными других государств или правил, регулирующих использование дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом центра; или
  • в арбитраж или международный временный арбитражный трибунал (коммерческий суд), созданный в соответствии с арбитражными правилами Комиссии Организации Объединенных Наций по Международному торговому праву.

 

В отдельных соглашениях о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций (капиталовложений), стороной которых является Кыргызская Республика, предусмотрены положения, предоставляющие иностранным инвесторам право обращаться в междрународные арбитражные институты для разрешения инвестиционного спора.

 

[2] Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года (с последними изменениями от 13 февраля 2015 года).

[3] В скобках указан год вступления в силу, если не указано иное.

[4] Распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 12 апреля 2000 года № 125-р.

[5] Распоряжение Правительства Кыргызской Республики от 1 октября 2003 года № 594-р.

[6] Положение о Министерстве экономики Кыргызской Республики от 20 февраля 2012 года (с последними изменениями от 27 сентября 2016 года).

[7] Положение «O государственном агентстве по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики Кыргызской Республики» от 14 октября, 2016 года.

[8] Глава 2 Закона Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года № 66 (с последними изменениями от 13 февраля 2015 года № 32).

[9] Статья 18 Закона Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года № 66 (с последними изменениями от 13 февраля 2015 года № 32).